Духовные принципы менеджмента

Начнем с заповедей Божьих Ветхого Завета, они должны быть у нас на памяти. Помните, как звучит первая заповедь? «Азм есть Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов». Казалось бы, для нас это сегодня не очень актуальная заповедь. Потому что многобожие было когда-то в политеизме. Все мы понимаем, что Бог един, и даже те, которые его не принимают, готовы принять идею единства, к которой все сводится. Но когда мы хоть немного расшифруем, что под этим подразумевается, то увидим, что эта заповедь не всегда правильно нами понимается, и еще менее правильно реализуется в практике.

Многие, и я в том числе, составляют себе список необходимых дел на день. И в списке ежедневных занятий у нас есть некие приоритеты. Например, обязательно зайти заплатить за телефон, потому что иначе отключат. А есть дела как бы не срочные, не обязательные – сегодня не успею, завтра сделаю… Но в ежедневнике не написано, что поскольку сегодня дел больше, то я раньше встану и прочитаю побольше отрывок из Священного Писания и побольше помолюсь, чтобы Господь благословил мою сегодняшнюю деятельность. Потому что, раз дел добавилось, наверное, надо больше божественного благословения, божественных энергий на то, чтобы все успеть совершить.

Но мы таковы, что об этом мыслим чаще всего по остаточному принципу. Мы говорим себе: «Сначала на работу, а вот если успею закончить все рабочие дела, то тогда, может быть, заскочу на лекцию или в храм забегу, свечечку поставлю…, если останется время, если останутся силы и если останутся деньги…» В этом видны наши приоритеты, и что они у нас расставлены не так, как Бог нам с самого начала указывал: Ищите прежде Царствия Божьего и остальное все приложится. А мы ищем прежде себе, семье, работе, а потом удивляемся, почему не прикладывается остальное? Оказывается, мы поставили телегу впереди лошади. И эта первая заповедь напоминает нам, что нет для людей высшего приоритета, чем Бог и Его Божественные Законы, Его Божественные Принципы.

Все это может проецироваться и на наше домостроительство… В греческом оригинале стоит слово «экономика», потому что «эйкос» это дом, а «номос» - это закон, по которому мы дом строим и ведем домашнее хозяйство. Так что экономика – это рабочий термин Нового  Завета. Оказывается, мы так призваны вести все строительство дома, в широком понимании – всего «дома» бытия, начиная с дома для нашей семьи и заканчивая планетой, нашим домом во Вселенной. Вселенная тоже является домом, у которого есть хозяин – Господь.

Первая заповедь, если спроецировать ее на нашу тему, о чем говорит? Что есть Единый принцип, есть Единое Начало, есть единая по структуре иерархия, и ты должен применять принцип единоначалия даже при построении бизнеса. Когда в группе или в корпорации десять начальников, то вы знаете, что у семи нянек дитя, зачастую, безглазое бывает. Это принцип единоначалия, спроецированный на бизнес и предпринимательство. Потому что заповеди Божьи, именно потому, что они Божьи – они универсальны, и их можно спроецировать на любую модель деятельности.

Если первая часть - «Азм есть Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов», то вторая – раз знаешь единого истинного Бога, не ставь рядом с Ним идола, кумира, «не сотвори себе кумира» не из чего, в том числе и из хозяйствования. И тут у нас есть возможность сбалансировать эти, казалось бы, вступающие в противоречие принципы.

С одной стороны, Бог все сотворил, и все вышло из рук Творца благого, и Он посмотрел на все и с удовлетворением отметил, что хорошо получилось и хорошо весьма. Он испытал удовольствие от плодов Своего труда и положительно оценил Свой труд. И я думаю, что мы можем сделать следующий вывод: мы имеем право и должны испытывать удовольствие от того, что делаем. И надо такую работу искать и так ее делать, чтобы мы, как Бог, могли бы сказать: «Хорошо получилось и весьма хорошо!» Но, если мы преувеличим значение плодов своей деятельности и превратим их из вспомогательного средства в цель, и они станут для нас самоцелью – то они из благого и плюсового моментально могут превратиться в минусовое и станут идолом. И сколько у нас идолов на каждом шагу? Деньги стали идолом, бизнес стал идолом, предпринимательство стало идолом, и результаты всего этого стали идолом. И надо понимать, что только от нас зависит, будут ли они в плюсе или в минусе.

Поэтому - не сотвори себе кумира даже из принципа единоначалия… То есть, уравновесь, сбалансируй принцип единоначалия и иерархии принципом соборности, демократичности и равенства. Потому что мы равны все по природе. Но оказывается, у тебя свой объем полномочий, а у меня свой, и у нас есть разница в объеме полномочий. И тогда принцип иерархичности уравновешивается принципом демократичности и соборности. Не сотвори себе кумира ни из чего: ни из своего бизнеса, ни из своего дела, ни из своего начальника… Хотя, в то же время, и чти его, как начальника, как олицетворение и выражение Единого Принципа иерархичности, сочетай и то и другое.

А дальше если ты знаешь единого Бога, отличаешь Его от идола и уже понял, что не надо творить кумира не из чего, то третья заповедь гласит: «Знай имя Божье и не упоминай имени Бога твоего всуе», понапрасну, не по делу. А мы это делаем, к великому сожалению. На деловую встречу, бывает, опаздываем, будильник прозвенел, а мы все еще дремлем. Потом спохватываемся, как ошпаренные, несемся через комнату, где раскидали свои выползки и обувь, запинаемся о них и говорим: «Тьфу ты, Господи, разбиться так можно!» а Господь здесь причём? И почему «тьфу»? А потому что мы не подключаем мозги к тому, что говорим. Мы это говорим механически, для связки, ради красного словца. В итоге, вскакиваем в маршрутку, приезжаем на работу без одной минуты девять и опять говорим: «Слава Тебе, Господи, успел!» И опять у тебя Господь между словами, и ты всуе и не по делу употребляешь имя Господне и треплешь Его. И мы удивляемся  потом: «Живу, работаю, а что-то не идет…, или не туда идет, или не так». А потому и не идет, что мы не выводим на осознание, что такое нравственные принципы, что такое Божественные заповеди и каково их действие в нашей жизни.

В итоге, «имя Божье хулится среди язычников», как писал Апостол Павел, и мы способствуем этому. Мы всуе Его поминаем, не свято Его упоминаем. А ведь мудрейшие люди, лучшие люди, такие как Исаак Ньютон, не иначе произносили имя Божье, как снимая головной убор.

У нас не воспитывается благоговение. У нас все самые святые чувства перешли в якобы иронию, а на самом деле – в полное отсутствие чувства святыни и благоговения. А лучшие люди, например, Альберт Швейцер в своей книге «Культура и этика» сказал: «Должно быть благоговение перед жизнью. Без этого нет ни культуры, ни этики». А как же мы можем благоговеть перед жизнью, если мы не благоговеем перед Источником жизни, перед Творцом и Создателем?! Какое там благоговение перед какой-нибудь прекрасной дамой Блока, рыцарское отношение и благородство? Откуда ему взяться, если Источник мы обрубили? В итоге, происходит цепная реакция, разрушающая все сферы нашей жизни.

Так мы с вами по Ветхому Завету живем, по заповедям, или еще и ветхозаветные принципы не исполнили ни в деле, ни в бизнесе, ни в жизни? Мы, в принципе, помним, что есть какие-то заповеди и даже можем помнить, что их десять, но вот выводить их на осознание, проецировать на нашу жизнь, что-то у нас не очень получается, а отсюда и наши беды.


ЧАСТЬ 2 (продолжение)

Что же дальше? Раз Имя святое Господне помнишь, то «помни и день субботний». То есть - шесть дней делай свои дела, работай на себя и на команду, ну а седьмой день, хотя бы, посвяти Господу Богу своему: размышлению о высоком, о цели и смысле жизни, и о том, зачем мне этот бизнес? То ли я делаю, тем ли я занимаюсь, так ли я веду этот бизнес?

Бог так задумал, что в ритме жизни должна быть определенная пропорция, потому что во всем есть ритм и пропорция. Чередование напряжения труда и отдыха, их соотношения – сколько работать на себя, а сколько на Бога, должно быть обязательно. Через это вырабатывается и воспитывается ритм вдоха и выдоха, принятия и отдачи. Написано: Отпускай хлеб свой по водам, и он вернется к тебе сторицей.

Надо выработать ритм в своей жизни. Для этого в Ветхом Завете была дана суббота, а в Новом – воскресение. Это было детоводительством ко Христу, это педагогически приучало людей к способности принять более высокие отношения, к способности отдать Богу не только седьмой день, но и всего себя, свою жизнь. Можем ли мы, искренне проверив эту пропорцию, сказать, что соблюдаем ее?

Вы думаете, что все, о чем мы говорим, не относится к нашей теме, к христианским принципам этики в менеджменте, бизнесе и предпринимательстве?

Если вы почитаете биографию Генриха Форда, то увидите, что он, в отличие от нас, мог как Творец начать с нуля, с каких-нибудь двадцати центов и довести их до миллионных капиталов. При этом он знал, что и у него, и у рабочих есть неделя, есть трудовые будни и выходные дни, есть праздники. И описывается, что даже в годы великой депрессии он пришел перед Рождеством на свой завод, зашел в цех и говорит рабочим: «Поздравляю вас с праздником Рождества, хочу вам сделать подарок. Мы свободные люди в свободной стране, поэтому на выбор можете взять или конвертик с двадцатью долларами и поздравлением, или подарочное издание Библии…». Можно даже не загадывать, так это было или не так, но утверждают, что только один взял Библию, а все остальные взяли конверты с деньгами, потому что двадцать долларов тогда, в тридцатых годах, были большими деньгами. И они рассудили по мирскому: праздник на носу, надо подарок купить детям, индейку рождественскую и т.д. И только один человек подошел, взял Библию, открыл ее, а там… вместо закладки лежит стодолларовая купюра. И так было в каждой Библии. Так через Форда или через соседку, или через прораба, но Господь нас проверяет и испытывает, и говорит: «А ну-ка для себя уясни и Мне продемонстрируй и ближним, что у тебя на первом месте? И я тебе обетование даю: Поставь Меня на первое место, и Я тебя благословлю.»

Ищите, прежде всего, Царствия Божьего и правды его, а все остальное вам приложится. Когда человек ставит на первое место Священное Писание и смысл его,  и воплощение его в своей жизни, в итоге он получает благословение Божье. Сколько уже тысяч лет этим принципам?

Следующие очень серьезные моменты. Написано: «Почитай отца твоего и матерь твою и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Обратите внимание, что эта заповедь как бы из двух частей состоит, и вторая часть является неким обетованием, как следствие, вытекающее из первой части. То есть, почтительно относись к отцу и матери своей и тогда тебе будет благо, и долголетен будешь на земле. Какой мы из этого сразу можем сделать вывод при анализе? Что-то у меня блага куда-то делись? И чувствую, что не очень долголетен буду на земле! Почему? А потому что непочтительно относился к отцу и матери! Оказывается, уже этим Священное Писание устанавливает некую причину и следствие. А самое главное, что это нельзя понимать только по букве.

Очень интересно и важно, что Бог называется Отцом. Апостол Павел пишет: «От Него именуется всякое отечество, как на небе, так и на земле» (Еф.3.15). Мы и Родину называем Отечеством. Когда мы понимаем, что Бог – это Отец, как Создатель и Творец, и проецируем эту идею на всю нашу жизнь, на род, на семью, на все отечество, - мы начинаем понимать, почему даже на революционных знаменах мы могли написать: «Свобода, Равенство, Братство!» А откуда «братство», если у нас нет общего Отца? Неужели мы братья потому, что от одной обезьяны произошли? Какая-то не та логика! Тогда мы братья по несчастью, тогда это какое-то другое братство…

Оказывается, что «отец» и «мать» - это архетипы, это узловые, корневые и глубинные идеи и образы, которые формируют нашу психику и нашу духовность. Это относится не только к биологическим родителям, но и к тем, кто тебя «родил» в духовном смысле.

Апостол Павел пишет: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4.19). И дальше пишет: «Много у вас пестунов, воспитателей, но не много отцов. Я родил вас своим благовествованием». Он себя называет «отцом» в кавычках – духовным отцом, потому что они уверовали через его проповедь. Тот, кто уверовал через тебя и твою проповедь – твое духовное чадо, а тот, кто тебе проповедовал – твой духовный отец. И твой наставник в учебе, кто обучил тебя мастерству – он тебя «породил», как носителя этого умения, как профессионала, как мастера. И тот, кто дал тебе образование, тебя научил – учитель, преподаватель – есть не только твой духовный наставник, он твой духовный родитель, и он тоже подходит под эту категорию. Почтительно надо относиться к наставникам, к духовным отцам, учителям, мастерам, если ты подмастерье…

То есть, опять видим принцип иерархичности и принцип почтения, и принцип благодарности, и принцип благоговения перед тем, у кого есть знание и опыт. И только тогда, оказывается, ты будешь достойным быть посвященным в мастера.

Так принцип «почитай отца и матерь твою» надо рассматривать расширительно и глубоко. Но при этом принцип иерархичности должен по кресту уравновешиваться принципом демократичности и равенства – это все заключено в этих принципах и заповедях.